С момента открытия Арени-1 четырнадцать лет назад в Армении уже произошли колоссальные изменения. Первые винные бары в Ереване открылись всего несколько лет назад. Среди клиентов по-прежнему преобладают женщины и молодежь, но это значительный шаг в стране, где большинство мужчин считают употребление вина немужественным. Ощущение, что новое поколение движется вперед, становится заметнее. Вино постсоветского стиля (читай: сухое) экспортируется такими доменами, как ArmAs Estate, Hin Areni Vineyards и Van Ardi, рост качества становится очевиден.
«Вот где мы вступаем в игру»
«Душа вина - это способ обратиться к земле, где его создали. Если у вас не так, значит, вы все упустили. И это интересный путь - вот почему мы так рады быть частью этого».
Стремление воссоздать в Армении вино мирового класса было бы намного сложнее без Ваге Кеушгеряна, менеджера винодельни Якубян-Хоббс. Он родился в Армянской диаспоре и получил образование в Соединенных Штатах, а в 1990-х начал создавать вино в Тоскане и Апулии. После распада Советского Союза он купил землю в районе Арени, переехал туда в 2009 году и начал работать с виноделами страны. В наши дни он руководит компанией Semina Consulting, которая помогает во всем: от сбора урожая до розлива в бутылки, от продаж до отгрузки. «Главарь армянской винной мафии» - так местные СМИ окрестили Кеушгеряна. В этом есть доля правды, но при этом он очень любит природу и проводит свободное время, занимаясь разведением диких виноградных лоз.
Читайте также:
Часть 1 — Первая винодельня в мире
Недалеко от пещеры Кеушгерян Ваге нашел спутанные заросшие травой лозы. Может быть, они затерялись в скалах на тысячелетия. В течение нескольких поколений никто не обращал внимания на эти области. Названия найденных сортов переводятся как «лисий хвост», «шахская императрица» и «лоб курда».
«Каждый раз, когда я приезжаю сюда, я осознаю всю незначительность нашей собственной жизни внутри истории целого мира», - сказал Кеушгерян Хоббсу, пока они смотрели на скалы. Несмотря на то, что Кеушгерян очарован армянским виноградом и Арени-1, он считает, что не имеет значения, какая страна на самом деле начала создавать вино первой.
«Быть родиной вина - уникальная заслуга каждой страны. На самом деле, это одна из немногих общих черт, которая объединяет всех нас».
Отношения между Арменией и ее соседями очень напряженные. Границы с Турцией и Азербайджаном закрыты. Единственные наземные маршруты въезда и выезда проходят через Грузию или Иран, что затрудняет логистику и экспорт вин. Уже давно ведутся споры по поводу азербайджанского анклава Нахчыван, а также горной независимой территории Нагорного Карабаха, которая имеет общую валюту, законодательство и большую часть своего населения с Арменией, но которая, как утверждает Азербайджан, принадлежит ей. Возможно, окончательным символом сложной геополитической ситуации в этом регионе является сама гора Арарат, частично находящаяся на территории Турции, в основном населенной курдами, которые считают ее частью непризнанного государства Курдистан.
Арени-1 находится недалеко от Арарата в Вайоц Дзоре, в провинции, название которой переводится как «Долина скорби». Здесь велось такое количество войн, что болезненные воспоминания о геноциде армян столетней давности по сей день остаются свежими. Межкультурная напряженность и давние раны являются частью ДНК страны.
Однажды Кеушгерян, Викен Якубян и Хоббс встретили по дороге группу пожилых мужчин. Они пили домашнее белое вино и водку из пластиковых бутылок. Узнав, что Хоббс - американец, они стали обнимать его и рассказывать на русском языке о трагическом прошлом Армении. Кеушгерян пытался переводить, но мужчины говорили быстро, страстно. Довольно скоро они начали плакать и обниматься, а Хоббс пытался их утешить. Он не понимал ни слова из того, что они говорили, но он находился в такой стране, где люди способны выражать свои эмоции способами, выходящими за рамки языка.
Встретить в Армении плачущих взрослых мужчин можно нередко, в сувенирных магазинах продаются маленькие фигурки печального темноволосого мужчины, по лицу которого текут слезы. Армяне - глубоко эмоциональный и чуткий народ, что является одной из причин, по которой они смогли выжить в таких суровых условиях, в том числе и поэтому их сообщества процветают во всем мире. По оценкам, мировая армянская диаспора составляет от 7 до 8 миллионов человек, при том что население страны составляет всего 3 миллиона человек.
Уильям Сароян, легендарный американский писатель армянского происхождения, считал, что секрет счастливой жизни заключаются в том, чтобы глубоко дышать, чертовски весело смеяться и действительно «наслаждаться едой, пока ты ешь». Блюда в Армении настолько вкусные и обильные, что не последовать его совету просто невозможно. Мы с группой отправились в открытый ресторан-гриль у основания пещеры.
Обед начинался с тарелок обильно приправленных солений, густого кавказского йогуртового соуса, сладких жареных пирогов из абрикосов, закусок из моркови с укропом, тонко нарезанных баклажанов, обернутых вокруг сливочной начинки с грецкими орехами, и местных мясных нарезок, таких как бастурма и сушеный суджук, а также соленый, выдержанный в земле сыр и множество тарелок свежей зелени: кервеля, чеснока, кинзы, фиолетового базилика, горчичной рукколы и эстрагона. И ни одна армянская трапеза не будет полноценной без долма. Основное блюдо - осетровая рыба, форель, свиные отбивные, баранина и картофель.
За остальными столами сидели женщины с черными волосами цвета воронова крыла и мускулистые мужчины с бледно-голубыми глазами в спортивных костюмах Adidas. Ощущение пребывания в СССР 1970-х годов усилилось, когда Хоббс с партнерами отправились к своим виноградникам, протискиваясь мимо машин марки Лада, выпускающих голубой дым, колесниц, запряженных ослами, и грохочущего бульдозера, медленно волочащего за собой валуны на цепях.
«Большая часть лоз растет здесь в архаичном порядке. Мы работали над обновлением способов культивирования, сокращением урожайности и последующим сбором винограда, достигшего нужной спелости».
Викен Якубян стоит за преображением виноградников и придания им «голливудского» шарма Хоббса. Он вспоминает, что, когда приехал Пол, инфраструктуры для современного виноделия не было вообще. «Все было таким древним и ветхим, оставшимся еще с советских времен. Было действительно страшно начинать этот проект» - сказал Якубян.
Хоббс, родившийся в северной части штата Нью-Йорк, отметил сходство своей родины с Арменией. «Зимы здесь такие же холодные, как на озере Фингер», - сказал он. «Цветы, земля и листья имеют такой же аромат, как в моем детстве на ферме. Каждый раз посещая Арени-1, я чувствую себя ребенком, как моя маленькая дочка. Мне все так же интересно, свежо, как и для нее».
Позже Хоббс, Якубян и Ирина Капланян собрались в Chateau Qvartel, в офисе Кеушгерян на винодельне. Chateau Qvartel представляет собой огромный ржавый советский ангар, расположенный в заброшенном квартале Еревана. Некоторые здания здесь обрушились, некоторые находятся в незавершенном состоянии, во многих нет окон. Эта картина - напоминание о постсоветском периоде, когда цепочки поставок рухнули, и рублевая валюта была заменена на нестабильные Армянские драмы. С 1991 по 2005 год в стране почти не было электричества в ночное время. В те годы сотрудники отелей будили гостей, если в кранах появлялась горячая вода.
В это сложно поверить, но это «Шато» является центральным источником новых вин Армении - несколько виноделов работают под одной крышей. Кеушгерян делает здесь свои вина, как и Капланян, Якубян-Хоббс и несколько других авантюристов. Внутри располагаются обычные чаны для брожения из нержавеющей стали и дубовые бочки для выдержки, на стене есть большая карта, которая показывает, как все страны Большого Кавказа и Ближнего Востока взаимодействуют друг с другом.
«Виноград для моего игристого вина Keush Origins поступает именно отсюда», - сказал Кеушгериан, указывая на регион Хачик, область на границе с Азербайджаном, недалеко от окопов в военной зоне. «Чтобы понять, что представляет собой вино из Армении, мы должны прочувствовать сочетание истории, географии, стойкости и неповиновения, и, главное, чувство долга перед нашими предками», - продолжил он.
«Вино - это способ познакомить людей с Арменией. Вы увидите нашу реальность через призму вина».
Якубян вмешался: «Дело в том, что эти вина дают нам возможность показать нашу индивидуальность. Я армянин, я делаю вино, но кто я? Я родился в Ливане и вырос в Лос-Анджелесе, и я приехал сюда в поисках способа показать свою принадлежность к Армении». Вино помогает Викену и его стране заявить о себе.
На этой ноте они попробовали финальный купаж своего первого винтажа. В Якубян-Хоббс используют сорт арени, в котором преобладают мягкие танины, помещая его где-то между мондез из Савойи, Кьянти Ризерва из Тосканы и вулканическим красным вином с Этны. Это определенно горное вино, но с бархатистым, оттенком Нового Света в стиле Пола Хоббса, плотное, благородное без какой-либо неуклюжести, присущей другим местным винам Армении.
Кеушгерян и Капланян несколько лет назад в соавторстве написали статью о том, что они называют винами из «Древнего мира», отличая это понятие от термина вин «Старого Света» и «Нового Света». Они хотели идентифицировать отдельные страны: Армению и Грузию, а также Иорданию, Израиль и Ливан - иначе, чем вина стран Старого Света. «Классифицирование как «Древний мир» звучит привлекательно, но это нечто, что перестало существовать, в отличие от истории, которая постоянно движется вперед», - объяснила Капланян.
Кеушгерян добавил: «Древний мир - это ископаемые, древность, и никто не хочет ассоциироваться с этим». Понимание, что вина Армении отличаются от создаваемых в странах Старого и Нового Света, позволяет создавать вина из мира с древней историей, но для современности. Так делают в Якубян-Хоббс, в своем собственном стиле и в духе янтарных вин Грузии.
«В мире армянских вин есть место для предпочтений и вкусов каждого».
Капланян настаивает на том, что армянское вино не должно спешить с позиционированием себя, и не должно ограничивать себя в каких-либо рамках. «Наш народ впервые потерял суверенность в 1045 г.н.э., а окончательно стал самостоятельной республикой только в 1991 году», - отметила она. «Всего лишь тридцать лет, чтобы снова найти себя после почти двух тысяч лет зависимости - очень короткий срок». Армения - многокультурная территория: не совсем европейская, немного азиатская и ближневосточная. «Место встречи», - сказала Капланян. «Место, которое должно стать источником для наших сил и возможностей».
Армяне издавна использовали виноградарство как способ сохранить свою национальность и культуру. В 2013 году Журнал антропологической археологии опубликовал статью о зарождении ранней закавказской культуры (РЗК) на Ближнем Востоке в третьем тысячелетии до нашей эры. Арени-1 было основным поселением РЗК, и за время своих странствий закавказцы нашли и привезли с собой виноград и вино, а вместе с тем и особую культуру с ними. Археологические данные свидетельствуют о том, что виноделие позволяло им сохранять свою социальную самобытность, где бы они ни поселились.
Вернувшись в Армению из иммиграции, Якубян, Капланян и Кеушгерян по сути следуют за своими предками в поисках самих себя через виноделие и виноградарство. И это удивительно, что современные армяне определяют себя и свою национальность так же, как и их предшественники. Армения - это страна, в которой потребление вина процветало 6000 лет назад, и где люди снова начали возрождать виноградарство, чтобы раскрыть свою самобытность.
Армянские сорта винограда
Эти сорта выращены на богатых вулканических почвах Армении, на высоких склонах, являются стопроцентно автохтонными и играют ключевую роль для возрождения традиций старинного виноделия.
Арени
Самый известный из армянских сортов винограда, позднеспелый с толстой кожицей. Он считается одним из лучших в стране, и из него создают свежие вина ярко-красного цвета, обладающие мягким элегантным вкусом спелых красных фруктов.
Кахет
Сорт позднего созревания, имеет более тонкую кожицу, чем у арени, и темно-фиолетовый цвет. Свежее вино с цветочным ароматом и преобладающим вкусом ягод, дарящих сладкое, яркое послевкусие.
Сирени
Красный сорт винограда с толстой кожицей и танинной структурой, родом из Нагорного Карабаха, спорной территории на Южном Кавказе. Сирени благородно стареет в бочке и обладает большим потенциалом хранения.
Чилар
Редкий и почти вымерший до недавнего времени сорт винограда, за которым стоит понаблюдать в ближайшие годы. Сорт обладает хорошо структурированным цветочным ароматом, который напоминает совиньон блан и грюнер вельтлинер.